Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 31.07.08 10:29. Заголовок: Обратный эффект
Доброго времени суток! Решил обратиться к Вам, как к знающим людям, с просьбой ответить на интересующие меня вопросы. Последнее время участились разговоры о том, что психологические тренинги часто приводят к эффекту, обратному желаемому. То есть, в лучшем случае человек просто выбрасывает деньги на ветер. В худшем же, записавшись на тренинг, чтобы решить какие-то личные проблемы, после занятий он может почувствовать себя еще хуже, чем раньше, или даже сойти с ума. Буду очень благодарен, если Вы найдете минутку и прокомментируете эту мысль. И еще: возможно ли за два-три дня, которые длится тренинг, сломать те стереотипы поведения, которые формировались у человека на протяжении всей жизни, и вылепить из него "эффективного коммуникатора" (или кого-то там еще), как это обещают многие тренеры, включая Вас? Не похоже ли это на обычное выманивание денег у доверчивых простаков? Только не надо мне рассказывать о том, что после двух дней тренинга дальнейшей отработкой полученных навыков станет заниматься мое подсознание. Попробуйте назвать другие аргументы. Заранее спасибо.
| |
|
Ответов - 11
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 27.04.11 14:28. Заголовок: Вот нашла сайт школы..
Вот нашла сайт школы - http://leadguard.ru/, вообще один из немногих где нормально написано что да как)
| |
|
|
Отправлено: 01.08.08 10:57. Заголовок: Доброго времени суто..
Доброго времени суток! Попытаюсь по порядку ответить на интересующие Вас вопросы. Удовлетворенность эффектом тренинга зависит от многих составляющих: обещанного эффекта, ожидаемого, реально возможного и реально полученного. Иногда действительно получается так, что реально возможный эффект не соответствует обещанному организаторами тренинга. Как правило, это происходит тогда, когда организаторы непрофессионалы. (Кстати, завышенные обещания – один из признаков непрофессионализма и во многих других областях деятельности.) Именно в подобной ситуации Вам могут пообещать «СЛОМАТЬ стереотипы поведения, которые формировались у человека на протяжении всей жизни, и ВЫЛЕПИТЬ из него нечто «эффективное». Компетентный в психолог с недоверием отнесется к эффективности, целесообразности, безопасности и долговечности подобных перемен, проделанных за 2-3 дня. Когда желаемый (т.е. ожидаемый) эффект строится на основе таких обещаний, то, вероятно, по окончанию тренинга или спустя некоторое время, его участников ждет разочарование, поскольку ожидаемый результат не соответствует реально возможному, а следовательно и реально полученному. Хотя, стоит обратить внимание на то, насколько правильно были поняты «обещания» организаторов тренингах. Довольно неожиданным для меня примером искаженного понимания оказалось Ваше утверждение о том, что мы обещаем «вылепить эффективного коммуникатора» за 2-3 дня, с расчетом на то, что дальнейшей отработкой навыков будет заниматься самостоятельно подсознание участников тренинга. (Кстати, я буду вам очень благодарен, если вы укажите на конкретный текст на нашем сайте, который создал у вас подобное представление.) Теперь немножечко об эффектах, которые участники имеют основания ожидать от прохождения тренингов у компетентных специалистов. Стоит различать тренинги, связанные с решением личных проблем, и тренинги, направленные на формирование определенных умений и навыков. Разница между этими категориями, прежде всего, в целях и задачах. Так называемые, тренинги личностного роста направлены на обретение участниками новой перспективы взгляда на свои проблемы. К сожалению, в этой перспективе иногда (не всегда)отрываются совсем не радостные стороны проблемы. В то же время, возможно, что именно открытие этих нерадостных сторон ситуации дает новые возможности влияния на происходящее. Так, например, Вы можете прийти к стоматологу с больным зубом. Желаемый эффект посещения – обычная пломба. Осмотр Вашего «больного места» предполагает, что потребуется удалять нерв. Кроме того, рядом обнаружилось еще парочка «дырявых» зубов, которыми имеет смысл заняться сейчас, чтобы не превращать их в серьезную неприятность в будущем. Конечно, узнав об этом, Вы можете «почувствовать себя еще хуже», а можете быть, удовлетворены работой Вашего стоматолога, который помог Вам адекватно оценить Вашу ситуацию и принять соответствующие меры для ее улучшения. Другая категория тренингов – тренинги умений и навыков, - вообще не задается целью решить личностные проблемы участников. Желаемый эффект таких тренингов может заключаться в выявлении неудачных стереотипов, ознакомлении с иными, более эффективными моделями поведения. В отличие от лекционной формы обучения (или чтения литературы) тренинговая работа предполагает учет индивидуальных особенностей, работу с конкретными вопросами, дает участникам возможность попробовать применить полученные знания в тренинговой ситуации. Объем и качество результатов тренинга зависит от следующих факторов: длительности и регулярности тренинговой работы, индивидуальных способностей участников, отношений, сложившихся в группе, конечно же, мастерства ведущих тренинга и др. Естественно, полученные результаты требуют дальнейшей отработки и воплощения в реальном поведении участников. Этой отработкой может заниматься как подсознание, так и сознание. Смысл ее заключается в том, что в ситуации, в которой прежде срабатывал не самый удачный стереотип, после тренинга человек может осознавать неудачность этой модели поведения, попробовать применить новую, которая кажется ему более результативной. Стоит ли вкладывать свои деньги в приобретение подобных знаний и опыта – решать Вам.
| |
|
|
Отправлено: 03.08.08 18:57. Заголовок: Благодарю Вас за отв..
Благодарю Вас за ответы на мои вопросы. Вы очень удачно сравнили психотренеров со стоматологами. Представьте, что Вы приходите к стоматологу поставить пломбу. Стоматолог радостно сообщает Вам, что "обнаружилось еще парочка дырявых зубов, которыми имеет смысл заняться сейчас, чтобы не превращать их в серьезную неприятность в будущем". После чего приковывает Вас цепями к стоматологическому креслу и начинает лечить Ваши зубы с помощью отбойного молотка :)). Как Вы думаете, Вы "почувствуете себя еще хуже", оказавшись после такого лечения в реанимации? В принципе, мой вопрос был об этом, а не о субъективной удовлетворенности/неудовлетворенности эффектом тренинга (о чем Вы весьма подробно рассказали).
| |
|
|
Отправлено: 05.08.08 11:24. Заголовок: Безусловно, в этой с..
Безусловно, в этой ситуации Вы почувствуете себя очень плохо! Однако мне не хотелось бы всю вину такого поворота событий перекладывать на тренеров и компании, предлагающие подобные услуги. Леденящая душу картина, которую Вы нарисовали: "…приковывает Вас цепями к стоматологическому креслу…" и т. д. вызвала у меня дрожь. Я представил тренинговый зал от которого одна за другой отъезжают кареты скорой помощи, увозя больных в реанимацию! Просто перед тем как отдаться на милость "тренера", обещеющего решить ваши проблемы, имеет смысл прислушаться, включить логику и задать себе элементарный вопрос: "Имеет ли смысл в принципе доверять кому-то решение своих проблемы, и стоит ли заходить в кабинет из которого доносятся звон цепей, грохот отбойного молотка и вопли истязаемых?" С моей точки зрения хороший тренер никогда не пообещает решить ваши проблемы, не возьмет в руки отбойный молоток, ему не нужны цепи. Он лишь создаст благоприятную и безопасную обстановку, в которой Вы ищите решение сами.
| |
|
|
Отправлено: 01.09.08 00:58. Заголовок: Привет всей веселой ..
Привет всей веселой компании! Случайно забрела на ваш форум, а тут как раз активно обсуждают мою любимую тему: психологические тренинги. Вот и вы тоже о тренингах да о тренингах - все используют это слово и в хвост и в гриву всеми способами, при этом забывая, что ассоциации оно вызывает у каждого свои. Ведь для кого-то тренинг - это психодрама, для другого - натаскивание в деле продаж Гербалайфа, для третьего и вовсе - замаскированная работа сектантов любого толка. Один смотрит на психологический тренинг, как на средство заработать себе на хлеб с маслом, а если повезет - то и с икрой. Другой относится к тренингам с плохо скрываемым предубеждением, небезосновательно подозревая, что тренинги зачастую - это весьма изящный способ выманить денежку у доверчивых простаков, да еще и засадить их между делом в психушку... В итоге при обсуждении тренингов нередко получается что-то типа разговора слепого с глухим. По-моему, для начала стоило бы выработать какую-то общую систему координат, от которой можно было бы плясать дальше. Это первое замечание. Второе. Действительно, психологический тренинг - очень мощное средство обучения и психокоррекции, и вполне может унести крышу вместе с деньгами. Поэтому вполне естественно, что народ активно интересуется вопросами профессиональной квалификации тренеров. Вот только не надо рассказывать людям, что наличие кучи дипломов, сертификатов, гарантий, рекомендаций, поручительств профессиональных организаций - это, типа, показатель высокой квалификации тренера. Может это там - в Америке и Европе - показатель, но только не у нас. У нас это чаще всего: а)средство развести на бабки доверчивых лохов, ведущихся на цветную полиграфию; б)метод конкурентной борьбы. Под вторым я имею в виду следующее. Рано или поздно все тренеры объединяются в различные тренерские банды, которые называют себя профессиональными ассоциациями и пытаются подмять под себя рынок тренинговых услуг того или иного направления, а заодно оттолкнуть от кормушки конкурентов. Та группировка, которой удается набрать наибольший "вес", обычно и присваивает себе право выдавать различные дипломы и сертификаты. Коммерческую подоплеку этого дела видно за версту: "Если хочешь кормиться на нашей территории (другими словами: зарабатывать деньги на тренингах) - значит, плати нам бабки за сертификат..." К вопросу тренерского профессионализма это имеет весьма отдаленное отношение. Это бизнес, господа. Поэтому не приведи вас Господь обращаться за рекомендациями в профессиональные тренерские союзы. Объективных оценок вы там не получите. У них там одна логика и одна песня: если какой-нибудь Вася является членом нашей Ассоциации (т.е. принадлежит к нашей мафии), значит - это "настоящий тренер" и "опытный профессионал", ну а нет - так нет. И вся недолга. Профессиональную зависть к успехам коллеги-конкурента также не стоит сбрасывать со счетов - среди психологов она, как и везде, имеет место быть, принимая подчас довольно уродливые формы. Поэтому мое мнение - обращаться за рекомендациями нужно не к коллегам тренера, а к его клиентам. Чем больше клиентов отзывается положительно о конкретном тренинге (или тренере), тем большая вероятность, что он принесет пользу и вам. Хотя, конечно, все это очень относительно...
| |
|
|
Отправлено: 27.11.08 14:24. Заголовок: снесем крышу ДОРОГО
Klim пишет: цитата: | еще: возможно ли за два-три дня, которые длится тренинг, сломать те стереотипы поведения, которые формировались у человека на протяжении всей жизни, и вылепить из него "эффективного коммуникатора" (или кого-то там еще), как это обещают многие тренеры, включая Вас? Не похоже ли это на обычное выманивание денег у доверчивых простаков? Только не надо мне рассказывать о том, что после двух дней тренинга дальнейшей отработкой полученных навыков станет заниматься мое подсознание. Попробуйте назвать другие аргументы. Заранее спасибо. |
| ИМХО в случае если человеку нужен навык в конкретной среде будь то коммуникация или какой либо профи навык в ремесле или профессии, то нужен собственно не тренер, а наставник, т.е. человек который в данной ситуации владеет этим навыком,такой и научить собственно ничему не может, но очень наглядно демонстрирует как что либо достижимо. а тренер в этом случае скорее корректировщик. думаю интересен курс джудит делазье. точно не вспомню, но что то вроде моделирования личной то ли успешности то ли гениальности. смысл простой находим тип эфективного поведения и обучаемся таковому. а крышу снести...... обращайтесь, только не думайте, что ваша крыша стоит того чтобы ее сносили, по другому на одном из семинаров по айкидо наблюдал как к тренеру начали обращаться с просьбой научить защите от угрозы пистолетом. тот и спрашивает: неужели вы думаете что кто то захочет потратить на вас 6 долларов на выстрел
| |
|
|
Отправлено: 29.11.08 13:53. Заголовок: что то вроде моделир..
цитата: | что то вроде моделирования личной то ли успешности то ли гениальности. смысл простой находим тип эфективного поведения и обучаемся таковому |
| Как и где искать этот самый "тип эффективного поведения"? Если в себе, как собственный ресурс - значит мы это уже умеем и нет необходимости обучаться, а если вовне, то где???
| |
|
|
Отправлено: 10.12.08 16:14. Заголовок: где искать....
где? вот и пусть сам ищущий разбирается. если есть ресурс, тогда зачем тренинг? факт. не требуется. мой бы выбор был таким: искать если нужно самому, то есть вопрос как искать. а где .... в реальности при сохранении позитивного отношения к снимаемой инфе, а то выйдет что то вроде Гитлер хороший оратор, ну ка научусь так же. блин пример к сожалению из практики по работе с одним кандитатом в каки то депутаты. дар речи бедняга терял на публике, а так хотелось бедолаге о людях заботиться
| |
|
|
Отправлено: 10.12.08 18:52. Заголовок: в каки то депутаты о..
очепятка - просто блеск! Привет от дедушки Фрейда...
| |
|
|
Отправлено: 29.05.09 16:42. Заголовок: ]"Как и где иска..
[quote цитата: | ]"Как и где искать этот самый "тип эффективного поведения"? Если в себе, как собственный ресурс - значит мы это уже умеем и нет необходимости обучаться, а если вовне, то где???" |
| Уважаемый админ! Как говорилось в одной хорошей книжке: Извините, что я вмешиваюсь, но предмет вашей учёной беседы так интерен... Если речь идёт о коучинге, то эффективное поведение для определённой ситуации и оределённого контекста человек моделирует только сам. Профессиональный тренер (коуч) только помогает ему максимально эффективно использовать вои внутренние ресурсы, создавая благоприятные для этого условия. Даже если существует модель/ алгоритм поведения, который считается оптимальным в той или иной задекларированной ситуации, каждый человек отреагирует индивидуально и выбирет для себя оптимальное поведение, соответствующее его состоянию в этот момент. Если же это решение личностных проблем, а не обучение определённому навыку, то, конечно, решение проблемы не может быть сформировано на том же уровне, на котором она возникла - здесь тренер должен быть достаточно компетентен, чтобы помочь, прежде всего, с формированием цели у участника: что он пытается решить? И конечно, это не должно выглядеть, как это часто заявляется в темах тренинга, "Как перестать бояться публичных выступлений?" (= Скажите нет бесполезной трате времени, Как перестать терять время и начать продавать!) Что, видимо, строиться по схеме:боюсь выступлений - а ты не бойся! - да? ну ладно, больше не буду. Согласна, что завышениые обещания в отношении результатов тренинга могут служит ориентиром при определнии качества предлагаемых услуг.
| |
|
|
Отправлено: 29.03.10 16:50. Заголовок: Алекс Даф
Приветствую) Как много всего у Вас тут о тренингах и хорошего и плохого))) Думаю все присутствующие правы - каждый со своей стороны. А так. Ну, если у человека реально проблемы, либо не может продавать товар/услуги - почему бы не поучиться у того кто знает. Отличный пример со стоматологами - мы же не лечим зубы сами себе, дома. Дипломы, сертификаты – несомненно, никакой гарантии не дают. Думаю, проще - договориться о возврате денег после тренинга, если последний не оправдал ожиданий.
| |
|
|
|